Александр Крылов (alkrylov) wrote in vestinet,
Александр Крылов
alkrylov
vestinet

Category:

Есть ли будущее у планшетных компьютеров?

На первый взгляд, вопрос, вынесенный в заголовок, кажется сегодня по меньшей мере странным.За новой версией iPad, уже разошедшегося по миру в 15 миллионах экземпляров, по-прежнему выстраиваются длиннющие очереди.

Повторить успех Apple не собирается только ленивый. Samsung, HTC, RIM, Motorola, HP, Dell, Acer, Asus, Toshiba… проще назвать те именитые смартфонные и компьютерные бренды, которые не планируют в этом году запускать свои планшеты или уже этого не сделали. Не говоря уж о мириадах китайских предприятий готовых по вашему заказу немедленно сваять несколько тысяч девайсов по сходной цене.


Аналитики прочат планшетам в этом году рост в 3―4 раза и беспокоятся о «каннибализации» компьютерного рынка, который раньше худо-бедно рос, а теперь совсем, бедный, попал в болото стагнации. Просто боевая хроника какая-то, где планшеты уверенно наступают по всем фронтам. В светлом будущем планшетов сомневаются только отдельные ретрограды. Вроде директора Microsoft по исследованиям и стратегии Крейга Манди, который недавно имел неосторожность выказать неуверенность в долгосрочных перспективах планшетных компьютеров. Судя по месту выступления, а это была не слишком известная конференция по проблемам экономического развития Австралии, Манди и не собирался дразнить гусей. Но в новом глобальном мире новость за считанные часы облетела вокруг Земли, и Microsoft, конечно, тут же досталось на орехи от ревнителей прогресса. В общем-то, и поделом. Еще со времен дошкольного изучения крыловских басен мы все твердо впитали постулат, что хулить то, что тебе недоступно, следует с разумной осторожностью, по возможности привлекая к процессу опытных специалистов по пиару.

Всем известно, что у Microsoft на планшетном рынке дела «не очень». Windows 7, хоть и сопровождается маркетинговыми мантрами об универсальности и адаптированности для touch-интерфейсов, в этой дисциплине не сильна. Кто сомневается, может попробовать уже присутствующие на рынке Windows-планшеты с «инвалидной» экранной клавиатурой (функция из раздела «специальные возможности»). Маловероятно, что даже лучшие из этих устройств вроде продуктов HP и Fujitsu когда-либо выйдут за пределы нишевых профессиональных применений. Телефонная Windows Phone 7 на планшеты не ориентирована, ей хотя бы в смартфонах для начала закрепиться. А полумифическая будущая планшетная Windows с поддержкой ARM-архитектуры когда еще появится.

Выходит, зелен виноград? Конечно, не без того. Тем не менее в словах Манди не так мало здравого смысла, как некоторым показалось.

Как считает идеолог Microsoft, планшеты, возможно, представляют собой некую лишнюю сущность. Большинство потребностей среднего пользователя удовлетворяются либо смартфоном, который всегда под рукой, либо ноутбуком, который удобен для стационарной работы.

Смартфоном персональный компьютер не заменишь, равно как и наоборот. А вот планшет находится на пересечении их функциональных возможностей, и не так то просто придумать для него какую-то профессию, которая не могла бы быть выполнена этой парочкой (не без некоторых компромиссов, разумеется).

Конечно, «можно обойтись» еще не значит «нужно». Электроника быстро дешевеет, и там, где раньше мы обходились одним устройством, сегодня можно позволить себе три, если это доставляет удовольствие. Но число технофилов и гаджетоманов, все же ограничено, а Манди говорит о массовом, мейнстримовом рынке.

Возвращаясь к этому самому рынку: пока никакого успеха планшетных компьютеров как класса не наблюдается. Есть успех одного-единственного продукта ― Apple iPad, остальные лишь пытаются его повторить, но выходит не очень. Единственный альтернативный планшет, проданный заметным тиражом, ― это Samsung Galaxy Tab (по разным оценкам, реализован в количестве от 2 до 3 миллионов). И все. Не странно ли? При том что выход на планшетный рынок многие компании затеяли отнюдь не вчера, а еще летом прошлого года, когда успех продукта Apple стал уже очевиден.

О причинах, почему iPad до сих пор «один в поле воин», можно спорить, но некоторые лежат на поверхности.

― iPad ― это символ бренда. Apple под чутким руководством Стива Джобса удалось создать новую мировую религию. Ее адепты, как правило, социально успешны, и присоединиться к этой касте желают многие (равно как и многие хотели бы дистанцироваться от нее подальше). iPad ― это знак «я свой». Конечно, есть и другие знаки (iPhone, «Маки»), но iPad смотрится выигрышнее, потому что появился последним.

― iPad красив. Даже ярые эпплоненавистники признают, что дизайнеры компании не зря едят свой хлеб. А вещь, которую приятно держать в руках, можно купить, даже если она не очень тебе нужна.

― iPad расцвел на почве, уже хорошо удобренной iPhone. Это касается как проработанной к тому времени мобильной платформы iOS, так и экосистемы приложений и контента для нее. На планшете Apple сразу после его выхода много чего можно было делать, пусть даже большинство iOS-программ до сих пор не оптимизированы под большой экран.

Если мы посмотрим на войско «айпэдовых убийц», то увидим, что ему пока нечего противопоставить в ответ. Культ бренда до религиозного уровня не довел пока никто, хотя отдельные попытки есть (у той же HTC, например). Красотой большинство конкурирующих продуктов не блещут, особенно если говорить о планшетах с TN-дисплеями, ужасно выглядящими в устройстве, которое нужно держать в руках (в отличие, например, от нетбуков).

С экосистемой опять прокол. Про Windows мы уже сказали, MeeGo для планшетов пока не приспособлена, остается Android, вроде бы уже доведенный до приличного уровня на смартфонах и накопивший «жирок» сторонних приложений. Однако при переносе платформы в другой форм-фактор и здесь начинаются чудеса ― сказывается зоопарк аппаратных конфигураций. Программы регулярно аварийно завершаются с ошибкой. Поддержка Flash, которую уж сам бог велел реализовать, если Apple так принципиально не дружит с Adobe, у половины устройств не работает. Мультитач вроде бы везде есть, но менять масштаб привычным жестом двумя пальцами почему-то можно не во всех программах…

Попытки сыграть на аппаратных недостатках iPad, коих куча, тоже удачными не назовешь.Возможность подключить к планшету флешку или внешний диск через USB у кого вообще не реализована, у кого работает через пень колоду ― например, не воспринимает большие накопители (исключения есть, но их мало). Встроенные кард-ридеры почему-то сплошь формата microSD, хотя обычные SD-карты используются куда чаще. Одна из важных профессий планшета в путешествии ― просмотр отснятого фото и видео. В iPad проблема решается тридцатидолларовым фирменным адаптером (чтение файлов из камеры по USB или с SD-флешки), у многих конкурентов ― никак. Ну и прочие мелочи, начиная от «гуляющего» под пальцами пластикового корпуса, быстро иссякающих батарей и заканчивая смешным ценником ― раза так в полтора выше, чем у Apple. Вот и получается, что весь «рынок планшетов» на практике сегодня представлен одним удачным продуктом.

Так есть ли будущее у планшетов? Думаю, да: это действительно удобный и перспективный форм-фактор. Но, чтобы это будущее было не монобрендовым, на него нужно еще хорошенько поработать.

Текст: Владислав Бирюков


Tags: Гаджеты, гаджеты, есть ли будущее у планшетных компьютеров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments